Иконостас – перегородка, разделяющая алтарь и среднюю часть храма. Состоит из икон, расположенных ярусами (до пяти ярусов), символизирующими историю спасения человечества Богом. Их можно рассматривать, начиная с верхнего яруса, ибо Господь постепенно, словно по ступеням, низводил к людям спасение.
Иконостас непременно венчается Крестом, как вершиной Божественной любви к падшему миру, отдавшей Сына Божия в жертву за грехи человечества.
В нашем храме двухъярусный иконостас, состоящий из местного ряда (нижний) и яруса с иконами двунадесятых праздников.
В середине нижнего яруса находятся Царские врата, ведущие к престолу. Называются так потому, что чрез них выносятся на литургии Святые Дары – выходит к верующим сам Господь – Царь Славы (Пс.23:7, 10)
В богослужении открытие Царских врат символизирует отверзение Небесного Царства. Сквозь них позволяется проходить только священнослужителям.
Иконостас имеет трое врат. Центральные, самые большие, называются Царскими вратами. Царскими они называются потому, что символизируют вход в Царство Божье.
Царство Божье открыто нам через Благую весть, поэтому на Царских вратах часто дважды изображается благовещенская тема: сцена Благовещения с Девой Марией и Архангелом Гавриилом, а также четыре евангелиста, благовествующие миру.
Справа от Царских врат расположена икона Спасителя, где Он изображен с Книгой и благословляющим жестом. Слева – икона Богородицы (как правило, с Младенцем Иисусом на руках). Христос и Богородица встречают нас во вратах Царства Небесного и ведут к спасению через всю нашу жизнь. Господь сказал о Себе: «Я есть путь, истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин.14:6); «Я – дверь овцам» (Ин.10:7).
Изнутри Царских врат привешивается завеса, которую открывают или закрывают в определенные моменты богослужения.
Царские врата открываются только во время богослужения и только в определенные его моменты. Во время Светлой (Пасхальной) седмицы не затворяются целую неделю в знак того, что Иисус Христос отверз нам врата Небесного Царствия.
Царские врата отверзаются во время Литургии:
- для Малого входа с Евангелием, знаменующего явление Господа на проповедь Евангелия, а по прочтении Евангелия затворяются;
- для Великого входа, на котором Святые Дары переносятся с жертвенника на престол, после закрываются, что обозначает сошествие Спасителя во ад;
- при изнесении Святых Даров для причащения народа, что изображает явление Господа Своим ученикам по воскресении, вознесение на небо и Открытие Царства Небесного.
Кроме Царских врат, в нижнем ряду расположены также южные и северные двери (называемые ещё диаконскими, потому, что именно диакон в процессе богослужения пользуется ими чаще других). Как правило, они гораздо меньшего размера и ведут в боковые части алтаря – жертвенник, где совершается Проскомидия, и дьяконник или ризницу, где священник облачается перед литургией и где хранятся облачение и утварь. На дьяконских дверях обычно изображаются в рост:
- Святые диаконы;
- Архангелы (обычно Гавриил и Михаил; реже Уриил и Рафаил);
- Первосвященники Аарон и Моисей.
В храме праведных Иоакима и Анны города Ростова-на-Дону изображены диаконы Прохор и Никанор.
Также в местном ряду обычно расположена храмовая икона, посвященная празднику или святому, в честь которого был возведен храм. Здесь же находятся образы месточтимых святых, которые наиболее почитаются в данном конкретном приходе.
В нашем храме в силу его малых размеров икона святы праведных Иоакима и Анны расположена справа от иконы Спасителя, но на боковой стене.
Местный ряд нашего храма также включает икону апостола Андрея Первозванного и преподобномученицы Великой княгини Елисаветы.
Праздничный ряд, появляется в иконостасе позднее, с XIV в. В этом ряду изображена земная жизнь Христа («Рождество Богородицы», «Введение во храм», «Благовещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Крещение», «Преображение», «Вход в Иерусалим», «Вознесение», «Успение Богоматери», «Воздвижение Креста»).
Дополнительно к этим двенадцати, или, как говорили в старину, двунадесятым, праздникам (а иногда и взамен некоторых из них) в этот ряд включали иконы на другие евангельские темы. Чаще всего это были «Сошествие Святого Духа на апостолов» (иначе называемое «Пятидесятницей»), «Покров», «Воскресение Христово — Сошествие во ад», «Преполовение Пятидесятницы» и другие.
Кроме этого в праздничном ряду могли присутствовать иконы страстного цикла, где изображались страдания (или «страсти») Христа, связанные с его распятием и смертью на кресте, а также непосредственно предшествовавшие «страстям» события; сюда входили такие композиции, как «Омовение ног», «Тайная вечеря», «Суд Пилата», «Бичевание Христа», «Водружение тернового венца», «Шествие на Голгофу», «Распятие», «Снятие со креста», «Жены-мироносицы у гроба», «Молитвы в Гефсиманском саду».
В нашем храме в праздничный ряд включает иконы:
- «Рождество Богородицы»
- «Введение во храм»
- «Благовещение»
- «Рождество Христово»
- «Сретение»
- «Крещение»
- «Преображение»
- «Вход в Иерусалим»
- «Распятие»
- «Сошествие во ад»/«Воскресение»
- «Успение Богоматери»